Изменение тарифов ОСАГО в 2025 году: ждем повышения цен?
Центральный банк РФ внес изменения в систему ОСАГО, которые вступили в силу 27 января. Главный финансовый регулятор страны скорректировал территориальные коэффициенты, чтобы сделать их более справедливыми для разных регионов. Дополнительно изменились и другие параметры ОСАГО — обо всех нововведениях вы узнаете из нашей статьи.
Что такое территориальный коэффициент, и как он изменился в 2025 году
Территориальный коэффициент (КТ) — один из показателей, от которого напрямую зависит цена ОСАГО. Он определяется регионом, в котором эксплуатируется транспортное средство. Если машиной пользуется физическое лицо, то КТ будет считаться по адресу регистрации владельца, указанному в паспорте. Предполагается, что автомобиль будут использовать чаще всего именно в этом регионе, но на деле неважно, где именно на нем ездят. Если ОСАГО оформляется на машину, принадлежащую юрлицу, КТ рассчитывается на основе места регистрации компании.
Приведем пример: если автомобиль зарегистрирован в Свердловской области, но эксплуатируется в Санкт-Петербурге, то при оформлении ОСАГО будет использоваться коэффициент именно Свердловской области.
Установкой КТ занимается ЦБ РФ. На размер коэффициента влияет сразу несколько параметров:
-
плотность населения в субъекте РФ;
-
число автомобилей, которые зарегистрированы в регионе;
-
отчеты по аварийности и изменение статистики год к году;
-
отчеты по страховым выплатам (увеличению и уменьшению их количества).
Если параметры региона меняются, регулятор корректирует значение коэффициента. Корректировки нужны, чтобы создавать равные условия для разных регионов. Если на территории живет мало людей, у них мало автомобилей, статистика ДТП низкая, то и КТ будет небольшим, близким к единице (или даже меньше нее).
Регионы с самым большим повышением и понижением тарифов ОСАГО
С 27 января 2025 года по указанию ЦБ РФ территориальный коэффициент изменился в ряде регионов: в 18 — повысился, в 21 — понизился.
Повышения
Коэффициент в 18 субъектах РФ повысился не более чем на 0,09 пункта. Самый сильный рост зафиксирован в Республике Дагестан (кроме Буйнакска, Дербента, Каспийска, Хасавюрта, Махачкалы) и Чувашской Республике (кроме Новочебоксарска, Чебоксар и Канаша). Здесь КТ повысился с 0,9 до 0,99 и с 0,88 до 0,97 соответственно.
Минимальный рост — 0,04. Он зафиксирован в Приморском крае (кроме Владивостока, Арсеньева, Артема, Находки, Спасска-Дальнего, Уссурийска). КТ повысился с 0,96 до 1.
В остальных регионах коэффициент вырос на 0,08.
Понижения
Максимально КТ снизился в Челябинске — на 0,11 (с 1,88 до 1,77). Также на 0,1 коэффициент уменьшился в Тюмени, Казани, Перми, Пермском крае (кроме Перми, Краснокамска, Чайковского, Соликамска, Березников, Лысьвы).
Минимальное снижение зафиксировано в Челябинске, Тюменской области (кроме Тюмени и Тобольска), Кемеровской области (кроме Новокузнецка, Прокопьевска, Междуреченска, Кемерово, Осинников, Белово, Югры, Анжеро-Судженска, Березовского, Киселевска), Ханты-Мансийском АО (кроме Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Когалыма, Нижневартовска, Сургута, Нягани). Здесь КТ снизился на 0,01 пункт.
Изменения тарифного коридора в 2025 году
В 2025 году также изменился тарифный коридор, но эти корректировки не касаются легковых автомобилей. Для водителей машин массой до 3,5 тонн и числом мест в салоне до восьми ничего не изменилось.
Коридор стал шире для трех категорий транспорта:
-
Трамваи, автобусы, троллейбусы. Повышение на 11,57%.
-
Грузовые машины массой до 16 тонн — на 20%.
-
Мотоциклы, мототранспорт — на 20%.
Центробанк изменил тарифный коридор, чтобы актуализировать страховые выплаты. Один из аргументов — грузовики с разрешенной массой до 16 тонн являются самыми частыми виновниками аварий с выплатой максимального возмещения (400 000 ₽). Если они так часто попадают в ДТП, значит, цена ОСАГО должна быть выше, чтобы страховщики могли выплачивать деньги пострадавшим.
То же самое касается мотоциклистов — количество аварий по их вине повысилось на 32%. Чтобы сделать регулирование более качественным и точным, ЦБ РФ добавляет отдельные коэффициенты мощности (КМ), возраста и стажа (КВС) для владельцев мотоциклов. Если мощность до 50 л. с., то КМ будет равен 1. Это минимальный показатель. Максимум — 1,66 для мотоциклов мощностью больше 90 л. с.
ОСАГО без ограничений станет дороже
В ОСАГО можно вписать от 1 до 4 водителей или оформить полис без ограничений (мультидрайв). В этом случае любой водитель, который сядет за руль машины, будет управлять ею легитимно и не получит штраф. ОСАГО без ограничений — самый дорогой вариант полиса, потому что он является наиболее рискованным для страховщика, ведь неизвестно, кто именно будет управлять авто. Центробанк заявляет, что количество подобных полисов не превышает 2% от общего числа ОСАГО в России.
С 27 января коэффициент ограничения (КО) водителей увеличился. Если раньше при использовании мультидрайва он составлял 2,32, то теперь повысился до 3,16 пунктов. Причем КО изменился для всех категорий транспортных средств.
Для части автовладельцев стоимость ОСАГО в 2025 году вырастет. В первую очередь это коснется тех, кто зарегистрирован в 18 регионах, где повысилась аварийность. В 21 субъекте РФ купить обязательный полис станет дешевле. Дороже станет покупка мультидрайва, а также ОСАГО на мототранспорт и грузовики тяжелее 16 тонн