Техосмотр для ОСАГО в 2021: как пройти и что поменялось


Автолюбители давно ждут глобальных изменений в системе прохождения технического осмотра транспортных средств и получения страхового полиса ОСАГО. Мы много раз слышали, что техосмотр для ОСАГО будет проводиться с использованием средств фотофиксации, по новым тарифам и с передачей клиенту электронной диагностической карты. Все же, вопрос о том, когда техосмотр для осаго будет проводиться по обновленным правилам, остается открытым.


К тому, что водители смогут в обновленном режиме техосмотр для осаго проходить, законодатели готовились достаточно давно и максимально продумали все нюансы. Минувшим летом основные игроки рынка уже должны были подчиняться обновленным требованиям. Из-за карантина законодатели решили отложить вступление нового законопроекта в силу. Нововведения были перенесены на весну и лето 2021 года, что дало возможность дополнительно проработать законодательные аспекты.


ОСАГО без техосмотра


Пройти техосмотр для осаго по обновленным правилам можно будет уже с 1 марта 2021 года. Процедура останется платной и будет включать в себя несколько этапов. Специалисты уделяют повышенное внимание проверке документов клиента, оценке технического состояния транспортного средства. Что касается нововведений, то они коснутся, в первую очередь, изменения тарифов на оказание услуг. Процедура будет оформляться иначе, а ее проведение осуществляться по измененным правилам.


От представителей Минэкономразвития поступило предложение на законодательном уровне зафиксировать тарифы на проведение технического осмотра машин. Представители ведомства убеждены, что операторы должны устанавливать размер платы за услуги, ориентируясь на базовый (минимальный) тариф, установленный чиновниками. Контролировать процедуру прохождения техосмотра будут уполномоченные сотрудники МВД.


Требования к возрасту транспортного средства для получения полиса осаго без техосмотра уже обрели свою силу. В период действия карантина водители были освобождены от необходимости предъявлять страховщику экземпляр диагностической карты. Это послабление было актуальным до начала октября 2020 года. Экземпляр диагностической карты необходимо было направить страховщику до начала ноября 2020 года. Игнорировать это требование не стоило. В противном случае, клиент мог получить отказ в выплате компенсации по ДТП. Ему пришлось бы самостоятельно восстанавливать транспортное средство пострадавшего в аварии, если бы он оказался виновником дорожно-транспортного происшествия.


Необходимость проходить техосмотр для осаго в Москве и регионах была отменена для автомобилей возрастом менее четырех лет. Если возраст транспортного средства насчитывает от 4 до 10 лет, то прохождение технического осмотра должно производиться один раз в течение 24 месяцев. Для автомобилей такси и машин старше 10 лет установлены иные правила. Их владельцы должны ежегодно записываться на прохождение технического осмотра. Что касается автобусов, учебных автомобилей и грузового транспорта массой свыше 3,5 тонн, то прохождение технического осмотра для них осуществляется каждые 6 месяцев.


Онлайн проверка техосмотра


Теперь уполномоченные лица имеют возможность проверить техосмотр для осаго онлайн и убедиться, что полис водителя является действующим и оригинальным. Для правонарушителей, совершающих попытки обойти утвержденный регламент оформления полиса страхования, предусмотрены достаточно внушительные штрафы, что существенно должно обезопасить от фальсифицированных и нелегитимных документов.


Представители антимонопольной службы давно критикуют утвержденные правила расчета стоимости услуг. Сервисные центры зачастую уклоняются афишировать реальную стоимость своих услуг, подавая информацию в завуалированной форме. Утвержденные региональные тарифы не соответствуют действительности и давно утратили свою актуальность. Специалисты Минэкономразвития намерены определить минимальную планку тарифа, на которую в дальнейшем будут ориентироваться все операторы. ФАС разработает усовершенствованную методику расчета стоимости услуг. По мнению антимонопольщиков, государство остро нуждается в формуле справедливой цены, при которой стоимость услуг будет привязана к ценам на услуги. Что касается операторов, имеющих полномочия проводить техосмотр для страховки осаго, то они выступают против подобных новшеств. Они уверены, что цены на их услуги должны соответствовать фактической рыночной ситуации.


Желающие купить техосмотр для осаго будут всегда, но они должны понимать, какими последствиями для них обернется обман государства. Чтобы исключить подобные злоупотребления, на государственном уровне зафиксированы штрафные санкции за покупку диагностической карты. Любая карта техосмотра для осаго должна быть занесена в единую систему ЕАИСТО. При движении по автодорогам камеры будут отслеживать правонарушителей и передавать соответствующую информацию постам ГИБДД. Сотрудники Госавтоинспекции смогут предпринять соответствующие меры и оштрафовать нарушителей. На вопрос, нужен ли техосмотр для осаго, можно дать однозначный ответ. При отсутствии на руках у водителя актуальной диагностической карты, он получит штраф в размере двух тысяч рублей. Камеры смогут отслеживать подобные нарушения регулярно, поэтому штрафы будут приходить водителю каждый раз, как он «попадется», но не чаще одного раза в течение суток.


Сотрудники ведущих компаний по страхованию и даже рядовые операторы техосмотра также могут привлекаться к ответственности. Если техосмотр автомобиля для осаго не проводился, а клиент получил полис, то компания получит штраф от 5 до 300 тысяч рублей. Штраф будет минимальным, если виновником будет признан определенный сотрудник и максимальным, если речь идет о целом юридическом лице.


Выбирая, где пройти техосмотр для ОСАГО, водитель должен быть предельно осторожен. Следует выбирать компанию из списка организаций, аккредитованных РСА. В противном случае, полученный документ не будет иметь юридической силы. Кроме того, покупка документа от компании, не имеющей аккредитации, может быть расценена как приобретение заведомо поддельной документации. Такое правонарушение уже влечет за собой уголовную ответственность.


Диагностическая карта техосмотра


С недавнего времени техосмотр машины для осаго проводится с последующей выдачей электронной диагностической карты. Для оформления документов в цифровом формате представители МВД РФ разработали специальную систему. Она получила название ЕАИСТО. Технику следует войти в систему, как только очередное транспортное средство прибыло на СТО для прохождения процедуры техосмотра. Для входа в систему техник использует электронную подпись. Как только в общую систему будет занесена первая фотография машины, процедура техосмотра будет начата. Если мастер отступит от регламента, то он не сможет завершить процедуру техосмотра.


Программа в автоматическом режиме подсчитывает количество автомобилей, которые приехали в сервисный центр для получения техосмотра. Это позволит регулятору исключить какие-либо «серые» схемы при прохождении технического осмотра.


Видео техосмотра


Не важно, где проходить техосмотр для осаго, во всех СТО требования к транспортному средству будут одинаковыми. Весной 2021 года фото- и видеофиксация прохождения процедуры ТО станет обязательной. Автомобили будут снимать при заезде и выезде с СТО.В электронную базу ЕАИСТО также будут заносить координаты транспортного средства. Это позволит установить, действительно ли автомобиль появлялся на СТО.


Заключение


Требования к прохождению технического осмотра для оформления полиса ОСАГО ужесточаются, но этого не стоит опасаться. Нововведения созданы для того, чтобы не допустить выезд на проезжую часть неисправных автомобилей и обеспечить должный уровень безопасности дорожного движения.